понеділок, 12 квітня 2021 р.

Майдан в Бирме

Совсем недавно, одним прекрасным зимним утром 1-го февраля бирманцы проснулись, чтобы узнать: мафия убила комиссара  ночью их правительство было арестовано военными, а министр обороны, генерал Мин Ан Хлейн провозгласил себя главой страны.  Как в игре, только, увы, не в игре. Несколько дней бирманцы ждали, что рассосется само, но нет. Генерал делал вид, что он тут был всегда, арестованное правительство не подавало ни малейших признаков жизни. А мир узнал о перевороте в Бирме через Тик-ток, потому что фитнес тренер в столице страны Найпидо, снимая очередной урок, нечаянно засняла генеральскую колонну с триумфом въезжающую в резиденцию правительства, чтобы там и остаться.

 

Народ медленно охреневал, мировая общественность тоже охреневала, а правительства высказывали свою озабоченность. Все, кто раньше сталкивался с мьянмарской военщиной, знает к какому месту они приложили эту озабоченность. 

Позиция военных следующая: «в октябре были выборы, совершенно очевидно были массовые фальсификации, иначе как демократическая партия Ан Сан Су Чи могла выиграть 80% голосов. Поэтому мы вынуждены взять власть в свои руки в интересах страны и для восстановления справедливости, и проведения честных выборов». В ответ на вопрос, а зачем же отправлять в тюрьму правительство, они выдвинули обвинения: президент страны получил срок за нарушение противоковидных мер во время предвыборной кампании, а де-факто глава страны и нобелевский лауреат Ан Сан Су Чи – за обнаруженные при обыске 6 раций ее охраны, которые должны были получить спецразрешение на импорт и не получили.  С той самой ночи, вот уже два с половиной месяца, их никто не видел и не слышал ни единой новости о том, живы ли они, где они и вообще.

 

Поминают павших. 3 пальца - символ Civil Disobedience movement - сердце  идеологии бирманского Майдана.
Источник фото - IG: Insightmyanmar_revolution   - фотоархив одной храброй бирманки, собирающей свидетельства для Гааги.


Краткая справка№1  о том, кто такие военные. Страна много лет находилась под их диктатурой, вплоть до 2008-го, когда после очередного кроваво подавленного протеста Штаты, Китай и Япония, вынудили военных открыть страну и провести выборы. Что у них в голове? Они защищают целостность Мьянмы. Их рабочая доктрина для промывания мозгов – протесты угрожают государству и народу и мы обязаны его защитить от всех. Что касается высших военных чинов, неподвластных промыванию мозгов  - те, кто знает их хорошо, говорит что они сражаются а) за экономические привилегии ибо понимали, что Ан Сан Су Чи их постепенно прижучивала. Б) потому что или они или их. Говорят, они уже осознали, что если они проиграют, то сядут за все, начиная от гонений рохиндзя, коррупции и заканчивая тем, что творится сейчас.

 

И еще одна краткая справка №2  о том, что такое выборы в Мьянме.  25% мест в обеих палатах парламента навсегда зарезервированы за военными, они просто назначаются. Не зависимо от того, кто победит на выборах, военные контролируют три министерства: армия, полиция и пограничники. Выбирается оставшаяся часть парламента и формирует оставшиеся министерства. Про-военная партия на октябрьских выборах взяла пару процентов, а партия Ан Сан Су Чи, несмотря на медленные реформы и множество вопросов об управлении страной, – 80% от выборной части.  То есть по факту получается, что военные были тут всегда и никогда не уходили, они просто разрешили Ан Сан Су Чи и правительству рядом с ними поработать над экономикой и социальной сферой страны.

 

Справка №3 про кризис беженцев рохиндзя. Весь мир ужаснулся, когда пару лет назад военные разогнали полулегальное население на западе страны и они бежали сотнями тысяч в Бангладеш. (Тут я писала отдельно)  Мы не уставали повторять: это не буддисты гнобят мусульман, это – военные. Они гнобят всех, и мусульман и не мусульман, вообще всех. Так и вышло.

Вот только было неясно, зачем это было делать в 2017-ом. А теперь пазл сложился. Военные обрушились на мусульман, мусульманское мировое сообщество применило максимум информационного ресурса для подрыва репутации страны. Страны, а не военных. И теперь, когда в одну ночь арестовали Ан Сан Су Чи, мировому сообществу ее уже и не так уж жалко, ведь на ней ответственность за страну, в которой гнобили рохиндзя. Именно такой сентимент я теперь часто встречаю в сети. Пазл сложился.

 

Карены бегут от авианалетов бирманской армии 
IG: Insightmyanmar_revolution.

 

Итак, утро первого февраля. Сначала бирманцы поступили по-бирмански и начали молиться, чтобы напасть прошла. Каждый вечер в 8 часов вечера они стучали в металлические кастрюли. Это древняя традиция для отпугивания злых духов и они ежедневно стучали и говорили «Изыди военная хунта, вернись благословенная Ан Сан Су Чи».  Затем они вышли на улицу. Сначала понемногу, а затем вышли все. У них тоже прошел марш миллионов и они, когда полиция выставила кордоны, также вставляли цветы в щиты и просили полицию перейти на сторону народа. Они надеялись, так же как мы и так же как белорусы, что все обойдется и станет все хорошо, если  только протест будет мирным. И также оказались неправы.

 

IG: Insightmyanmar_revolution


Первые жертвы случились очень быстро.  При разгоне демонстрации применили боевое оружие и молодую девочку застрелили насмерть. Тогда вышли на улицы все и везде и начались полномасштабные кровопролития по всей стране, потому что полиция настоятельно не пускает их протестовать и разгоняет при помощи боевого оружия.

С нашей стороны границы все выглядит невероятно безнадежно, им не поможет никто, ни Байден ни ООН, но они продолжают бороться каждый божий день и я искренне восхищаюсь их стойкостью и верой. Те, кто казался мне божьими одуванчиками и мирными буддистами, оказались совершенно бесстрашными и готовы выходить на улицу, даже если надежды победить совсем нет.


 

Очень сложно не проводить аналогии между Майданом и тем, что случилось в Бирме. Есть много общего, даже титушки есть, но также много отличного. И эти отличия, на мой обывательский взгляд, и послужили причиной поражения, как минимум статусом на сегодня.

 

Фактор 1. Бирманцы вышли на улицы везде. В мелких городах, селах, в больших городах и во всех трех столицах: прежней, де-юре и экономической... Они не так мобильны как мы и они не поехали всей страной в одно место. И когда военные начали подавлять протесты – их разгромили легко и просто. Даже если на улицу вышло 10 миллионов людей в 1000 разных городов – это всего по 10 тысяч в каждом. А военных много и они ровным слоем размазаны по стране благодаря сети военных баз. Мы на эти базы натыкались в каждой поездке в сельскую местность. Идешь по джунглям, кусты, пальмы, рис, херак – и колючая проволока.



Жители озера Инле, они живут на воде, передвигаются на лодках и протестуют тоже на лодках. Люди по всей стране стараются показать свою позицию, чтобы армия не имела возможности сказать, что народ Бирмы поддержал переворот и успокоился.  
IG: Insightmyanmar_revolution


Фактор 2. Украинцы военнообязанные и как бы мальчишки не ненавидели службу в армии и военную кафедру, но почти у каждого украинца мужского пола есть хотя бы какая-то военная подготовка, опыт обращения с оружием и понимание стратегии и тактики ведения боя. Сооружения укреплений, в конце концов. А бирманцы, божьи создания, каждый из них обязан дважды в жизни побывать монахом и пожить в буддистском монастыре.  Мы – в армии, они – в монастыре. Их мальчишки никогда не держали в руках оружия, окромя рогатки и я не шучу. Рогатка в году у охотников на птиц, крыс и обезьян. В то время как военные в Бирме – это пожизненная профессия, сопровождающаяся очевидной промывкой мозгов.  Исключение – нелегальные этнические «армии» в практически каждой приграничной области по периметру страны, отстаивающие права приграничных этнических меньшинств на свою культуру и представительство в парламенте, а также контрабанду, производство и экспорт наркотиков, тика и драгоценных камней. Но за бытность Ан Сан Су Чи они почти все подписали договор о прекращении огня.

 

Жители штата Качин просят этническую армию защитить их после того, как военные подавили протесты в столице штата и застрелили несколько демонстрантов. IG: Insightmyanmar_revolution


Фактор 3. Майдан как база. Вы же помните эту ночь, когда Майдан пытались разогнать и не вышло? Майдан –  как Запорожская сечь, как республика, как крепость, населенная, огражденная и по-военному охраняемая. В то время как бирманцы выходили на улицу утром большой толпой и шли протестом пока не натыкались на кордон и не происходило столкновение. Но, наверное, построить постоянный палаточный городок и постоянные укрепления в температуре +47 как там сейчас, было бы просто невозможно, он бы расплавился вместе с жителями.

В одну ночь протестующие массово посмотрели Winter on Fire и на следующий день пошли строить баррикады. В какой то момент они начали перегораживать улицы, но эти баррикады военные быстро разбирали.


IG: Insightmyanmar_revolution 


Фактор 4. Права человека и ценность человеческой жизни – это наследие гуманизма, неведомое для Азии. Военные спокойно на глазах у камер пристрелили дядьку, уже лежащего на земле. Другого придушили, он умер прямо на камеру чьего-то телефона. Мьянмарцы снимают и выкладывают. И что?
Когда расстрелы начались на Майдане, кровавые кадры облетели весь мир, Янукович испугался, его кореша испугались, они не хотят в Гаагу, они хотят в Сен Тропе и жить красиво.
А  тут военные ударили и задушили насмерть дядьку прямо посреди улицы и есть видео. Или вот пристрелили 7-милетнюю девочку – пришли арестовывать отца и заодно пристрелили ее. Граната RPG взорвалась и погибли беременная женщина и двое ее малышей. Военные никогда не слышали про Гаагу, про права человека и им совершенно не нужно в Сен Тропе. Им никогда не придет в голову, что их могут посадить за расстрел гражданских во время исполнения своего долга. Они о таком не слышали, они в Азии, тут за такое не сажают. Инстаграм полон видео и фото, но их это не пугает. Им ничего не будет…  если они, конечно, победят.  Они делают вид, что ничего не произошло. Они не реагируют, не размещают экстренные сообщения, не выпускают новостные релизы и не убеждают общественность. Они не в курсе, что так нужно, потому что им навалить. Их официальная позиция - ничего особенного не произошло. Вчера американский посол положил венок на ворота школы, где начались первые жертвы. Через две минуты после его отбытия приехала полиция и убрала венок. Потому что ничего же не было.  
Кроме того, знакомые знакомых, которых недавно остановил военный патруль вблизи Давея, поделились впечатлениями. Говорят, солдаты были очень юные и явно под воздействием веществ. Это бы объяснило такую жестокость.
 
А еще, чтобы помешать массовым протестам, военные отключили  всем мобильный интернет. А каждую ночь отключают вообще весь интернет. Вот уже больше месяца с часу ночи до девяти утра нет никакой связи со страной. В это время, по ночам, военные приходят и арестовывают всех: кто был днем на протестах, кто постит в соцсетях, кто был в партии Ан Сан Су Чи, даже инстаграмных инфлюенсоров за участие в протестах. Тысячи человек пропадают по ночам. Есть много новых интересных правил, например ты обязан подавать список ночующих у тебя дома в полицию. А если полиция пришла к тебе в дом, они проверят телефоны и если найдут фотки с протестов – проследуйте в участок.
И даже вне контекста революции, в стране, где проводных телефонов не было никогда и вся страна полагалась на мобильный интернет даже там, где нет электричества. В стране, где миллионы людей оставили семью и уехали на заработки в Тайланд, Сингапур и Малайзию, мобильный интернет был как воздух.  Сегодня они не могут позвонить своим детям и родителям и узнать, здоровы ли они и живы ли в стране, в которой бушует коронавирус и революция одновременно. Представьте на секунду себя на их месте.

Девочка просит вернуть интернет, потому что ее мама и папа работают в Тайланде и она больше не может с ними поговорить.   IG: Myanmarpics_thandar

 

Что же происходит сегодня, два месяца спустя? Прямо у нас на глазах за последние две недели протесты в Мьянму перешли в гражданскую войну. За 2 месяца протестов военные перестреляли под 700 людей.  Пару человек сожгли, стреляли как будто на охоте – во все что движется и на поражение, стреляли по окнам жилых домов. Их целью было запугать, они хотели, чтобы люди перестали выходить на улицы и вернулись к работе.  Но получилось только разозлить.

Примерно месяц назад годовалой девочку военные выстрелили в глаз резиновой пулей, когда она играла перед домой. Девочка этим глазом больше не видит. IG: Insightmyanmar_revolution 


Люди продолжают выходить на улицы ежедневно, несмотря на убийства, но это больше не мирные протесты – это экипированные кто чем может молодые люди, которые строят баррикады, отстреливаются из огромных рогаток, бамбуковых луков и самопалов. В Янгоне  сожгли дотла два огромных шопинг мола, принадлежащих военным. По всей стране ночью атакуют и поджигают полицейские участки и отдельные отряды военных, забрасывают самодельными бомбами. Уже погибло несколько десятков солдат и оставшиеся ожесточились еще больше. Этнические армии тоже разозлились, их народы попросили у них защиты от кровожадных военных и они начали воевать.  Местами очень успешно отхватывают целые территории у военных. Каренская национальная армия отвоевала пару позиций у военных, праздник был, два баяна порвали.

 

Стало совершенно очевидно, что народ не успокоится. Поддержка протестов против военного переворота настолько массовая, что это нельзя назвать просто «протесты». Это - вся страна против военных. Народ - против армии.

Еще один лодочный протест IG: Insightmyanmar_revolution 


  Отдельно хочу объяснить, почему они не сдаются и почему продолжают выходить под пули. Когда-то мы пытались разгадать, почему полевые сотрудники нашей солнечной компании отказываются надевать шлем и следовать ПДД. Как и многие вокруг. И почему жители деревень ходят ночью по дороге без фонарей и с детьми за руку... Разве они не слышали, что так можно погибнуть? Слышали. НО у каждого своя удача. Если один дядька погиб ночью пьяным за рулем, то для бирманца это совершенно не означает, что с ним может случиться то же самое, если он будет поступать также. НЕТ. С каждым случается свое, даже если они делают одинаковую херню. Поэтому все ответственные за правила безопасности в международных компаниях здесь седеют так рано.

И поэтому, если кто-то умер под пулями, но это не значит, что я умру. Думаю, жертв будет еще очень много. То и дело вижу, что молодые люди пишут: лучше умереть, чем жить в военном режиме. И это не просто слова – поскольку страна жила под военными примерно 60 лет, они знают, какой это мрак и нищета, изоляция страны и никакого, совершенно никакого будущего для этих молодых людей. Они не хотят быть как их родители. Ни образования (военные в прошлом практиковали закрыть на фиг университеты), ни нормальной работы (в прошлом под санкциями не было ни инвестиций и международных компаний) ни свободы слова (сажать журналистов – это было хобби военных, типа вязания крючком), ни свободы перемещения (чтобы покинуть страну, нужно было спецразрешение). И совершенно обоснованно молодежь не хочет вернуться в средние века и тот мрак, в котором пребывала страна до долгожданной победы Ан Сан Су Чи над силами зла. Поэтому война будет продолжаться. И раз мы заговорили за зло, хочется уделить отдельный абзац роли России в происходящем.

Дружба мьянмарских военных с российскими – это очевидный факт, подтвержденный общим оборотом закупки оружия первыми у вторых на 8 миллиардов долларов за последнее десятилетие. В день, когда военные подстрелили 150 человек по всей стране, разгоняя протесты… в этот день в столице был парад, на котором замминистра обороны Роисси поздравил армию с праздником, заверил генерала Мин Ан Хлейна в да-здравствует-мьянмарско-российской-дружбе, а также с любопытством осмотрел «арсенал оружия протестующих». Мьянмарские военные активно обучаются и стажируются в России, а российское оружие давно и активно используется военными для борьбы с этническими армиями. Пару недель назад они с воздуха, с самолетов, с купленных у России самолетов, атаковали деревни в штате Карен. Деревни …  с самолетов. Я про такое только в книжке «Дети герои» про вторую мировую читала. Не знаю, сколько они убили каренских повстанцев, но много погибло просто каренов, никто даже не считает их, просто хоронят. Тысячи людей побежали в лес и в Тайланд, а кто не добежал - роет в лесу укрытия от бомбежек. То же происходит в штате Кайя, Качин и Баго, где армия открыла полномасштабные действия. Фото вот:






Сельские жители прячутся в пещерах от бомбежки. IG: Insightmyanmar_revolution 




Женщины кайя роют землянки в лесу, покинув свои села из-за военных действий. IG: Insightmyanmar_revolution 


Россия вместе с Китаем, говорят, блокируют решения ООН по санкциям. И хотя действие санкций на военных сомнительное, все равно обидно. Китай публично назвал происходящее внутренним делом Мьянмы и призвал полицию (читай, военных) охранять объекты инвестиций Китая от протестующих. Это заявление спровоцировало кровавейший рейд военных в район расположения китайских фабрик.  Сколько погибло неясно до сих пор, потому что трупы военные забирают с собой. И еще  Китай призывает остальные страны ASEAN  не вмешиваться и не давать вмешиваться ООН. Но Китай у нас известный оплот справедливости на планете, так что эта новость - не новость вовсе. А  мьянмарцы пока что сжигают флаги и коментят на русском обидные слова под постами Минобороны России.

 




Я не знаю, как можно закончить этот текст. Не знаю, какова мораль. Не знаю, есть ли у них надежда на помощь. Скорее всего, нет, но я им этого никогда не скажу. Потому что я помню какой был подъем духа у нас.  Как мы проснулись во время Майдана, как подняли глаза и увидели друг друга, какое это было всепоглощающее чувство единства и осознания себя украинцами. Знаю, что они проходят через это прямо сейчас и это прекрасно.   Все что я могу сделать – это рассказать вам о них, о вновь рожденных гордых бирманцах, борющихся за свое будущее.



P.S. Если вы хотите очень сильно понять, как там сейчас, и если вам хватит смелости, можете посмотреть вот этот инстраграм аккаунт.  приготовьтесь к неприкрытой и нецензурированной бирманской реальности.



Немає коментарів:

Дописати коментар