пʼятниця, 28 жовтня 2016 р.

Еще про сельскую Бирму.



Полна горница женщин. Мужчин нет, надеюсь, они просто на работах. 
На первый взгляд, женщины в селе вкалывают больше. Женщины в поле, женщины строят дороги, укладывают асфальт тоже женщины, носят корзины с камнями на голове они же.  



Заработок этого семейства – ходить в лес и искать дрова. Хотели бы купить тележку, говорит, как у богатых, чтобы не на горбу носить. Но денег на тележку нет. Всю еду также покупают. Иногда работают по найму на полях. А чего, спрашиваю, не растите свои овощи? Смеются с нас,  с городских. Вы что, говорит, не видите -  куры же поедят! И свиньи!




Вот кстати  у мальчишек за спиной и двор их дома. Если б не куры проклятущие, был бы отличный огород.

А вот эта девочка  - умница. 

 

Живут они с мужем бедно, он каменщик, а она ездит в городок на базар покупает овощи и носит продает по домам. Зарабатывает копейки - по два доллара за раз. И так несколько раз в неделю, каждый же день одни и те же овощи не перепродашь. Хотела бы выращивать что-то сама. Очень смеялась в ответ на вопрос об аренде земли под фермерство. Ха, говорит, вы что, тут такая земля плодородная, вы только посмотрите! Кто же ее сдаст в аренду-то? Все сами выращивают овощи и рис.
Но она хочет отложить немного денег, чтобы купить дизельную помпу и откачивать воду из двора. И тогда  вокруг дома тоже можно будет выращивать овощи и их продавать. 

Ей 23 года.




И на этих плодородных землях тем временем зреет рис. В мой прошлый визит это были изумрудные пушистые пространства, а сейчас  - уже практически спелый желтеющий рис. Бирма – житница Азии. В смысле, рисница. 


Эти крестьяне снимают 10 (!) ДЕСЯТЬ урожаев огурцов в год. Вот так засеяли поле, пропололи, палки вставили, огурцы сняли, засеяли поле... День сурка. Год сурка. И жизнь тоже сурка.  







За год зарабатывают 450 долларов за все десять урожаев. Я эти огурцы в Янгоне на базаре покупаю за 10 центов штука. То есть основная часть стоимости добавляется точно между крестьянами и магазином.  Как и во всем мире, собственно. Только еще больше. 



Въехали в городок. Хорошо было бы уметь читать, чтобы хотя б знать, где ты. Но шансы стремятся к нулю. 




Путь наш проходил мимо дома одной из домохозяек, знакомой по нашему прошлому визиту. Той, у которой трое детей (на момент первого визита их было трое, а вчера уже 3 с половиной. Четвертый скоро появится)  и едят один вареный батат. Решили заехать в местный магазин и купить актуальный набор продуктов. Это набор овощей: баклажаны, огурцы, бамия, она же lady`s fingers, и неведомая пупырчатая хрень, хрень пупырчатая.   



Обязательно пахучее пальмовое масло для готовки, рыбный соус, который вы не хотите знать из чего делается, и, что было для меня сюрпризом, MSG
Вот он - белый мешочек в центре, его называют суперприправой Адзиномото.  Моносодиум глутамат. Он же - глутамат натрия - искусственный усилитель вкуса, который я с таким рвением преследую на упаковках и избегаю. А они с ним готовят. Вот прям берут и готовят: пожарили,  посолили, почилили и помоносодили - и только после этого еда становится вкусной.  Иначе никак. 



В целом такой набор продуктов в магазине стоит 12 баксов и его хватит лишь на пару дней.



Через эту реку моста для машин нет, поэтому дальше мы идем пешком. Речка широкая, и переходить ее пешком несколько раз в день, очевидно, утомительно. Поэтому с двух сторон речки дежурят мототаксисты. За небольшую сумму перевозят с одного берега на другой людей в любом запрашиваемом количестве. На одном из байков ехали впятером   - по одному ребенку сверху на каждой из пассажирок, кто на руках, кто примотан тряпочкой. 




 На этом мостике и на этой речке я себя потеряла в пользу турист-режима минут на 20. Невозможно прямо взять и перестать фотографировать эту воду, солнце и людей. Невероятные цвета в сельской Бирме. Судите сами.

 



Многие передвигаются тут и на лодках. В некоторых регионах Бирмы до каждого дома можно на лодке добраться, особенно в зоне дельты, где воды больше, чем не воды. А глиняные берега делают воду местами очень сильно оранжевой. Прямо как стоки Запорожстали у меня на Родине. Эх... родина...


Встречают нас, розовых обезьян (так выглядит любой белый на жаре и на солнце, вынутый из условий кондиционирования больше, чем на час),  с большим воодушевлением.
Дети и женщины тут мажут лицо штукой под названием танака. Это порошок некоего растения, растолченный и смешанный с водой. Детей до взрослого возраста мажут мамы и это своего рода ритуал. У нас рушники вышывають, а у них танакой табличку рисуют. И это среднее между амулетом, присыпкой от опрелостей и кремом от солнца. Вот эта вторая слева от меня красотулька, очевидно сильно боится загореть, потому что обычно мажут только щеки.



Эта семья тоже живет на той стороне реки, живет наемными нерегулярными работами. А еще они выращивают и продают гуаву. Вот она как раз на первом плане. Они нас угостили чем было  - гуавой.  Потому что, какими бы не были они бедными и как бы им ни была неясна цель нашего визита, они все равно радушно встречают и накрывают стол из чего есть. 


Я, на всякий случай, купила у них гуавы вместо того, чтобы просто дать денег. Таким семьям все время хочется помочь, но не понятно как. Пока у меня нет никаких идей о том, как именно им можно давать удочку, а не рыбу. А у вас?












Немає коментарів:

Дописати коментар