пʼятницю, 28 жовтня 2016 р.

Еще про сельскую Бирму.



Полна горница женщин. Мужчин нет, надеюсь, они просто на работах. 
На первый взгляд, женщины в селе вкалывают больше. Женщины в поле, женщины строят дороги, укладывают асфальт тоже женщины, носят корзины с камнями на голове они же.  



Заработок этого семейства – ходить в лес и искать дрова. Хотели бы купить тележку, говорит, как у богатых, чтобы не на горбу носить. Но денег на тележку нет. Всю еду также покупают. Иногда работают по найму на полях. А чего, спрашиваю, не растите свои овощи? Смеются с нас,  с городских. Вы что, говорит, не видите -  куры же поедят! И свиньи!

понеділок, 17 жовтня 2016 р.

Крестьяне Мьянмы


70% процентов жителей Мьянмы (она же Бирма) живет в сельской местности. 32% имеют в доме свет. ВВП на душу населения в два раза меньше, чем в Украине. Страна очень сильно подвержена климатическим коллапсам. Вот эта стена дождя, которая у меня за окном прямо сейчас не только смыла к чертям интернет (это правда, интернет выключается с дождем, почему - не ясно) но и заливает и так мокрую и болотистую местность, вместе с полями, огородами и людьми.
Если сложить все это вместе и добавить полуотсутствующие дороги, такую же медицину и слабое образование  - получится невероятно бедное, борющееся за выживание с улыбкой на лице сельское население Бирмы. 


Ей кстати за 80 лет.

Дома сидят старики с малышами, а взрослые все на работе в поле. А взрослые тут с 12-ти. С 12-ти лет официально разрешено нанимать детей на работу. А учиться обязательно только до 3-го класса.


Вот рисовые поля этой семьи, они - богачи по местным меркам. Три урожая риса в год и суммарный доход на семью из 8-ми человек составит около 6-ти тысяч долларов в год. То есть 500 баксов в месяц на семью.


Кроме риса, в хозяйстве также имеются иногда свинки. Не на еду, а на развод - продают поросят. И правда, как их, таких сладких, можно взять и съесть. Только продать.






В этом доме пару недель назад вода была на том же уровне, где моя голова сейчас. Поэтому погибли все посадки риса, и теперь хозяева должны сажать заново и рис, и все овощи, которые они должны были продать и получить основной источник дохода и еды. Хозяева дома - фермеры, а сын  учится на математика в Университете Патейна в 30-ти километрах, которые он ездит каждый день. Он учит английский и хочет уехать из села.



Зато во всей этой деревне есть солнечное электричество. Его хватает на свет, на зарядку мобильных, которые тут у всех есть, и иногда на телевизор. В прошлом году все жители села сбросились и отправили двух соплеменниц учиться обращаться с солнечным батареями в Индию, оплатили им билеты, жилье и еду. А по их возвращению взяли возвратный грант через сельского председателя и купили всем батареи, которые теперь обслуживают два обученных в Индии специалиста. А грант возвращают ежемесячно понемножку через председателя.  Я до сих пор пребываю под глубочайшим впечатлением от такого уровня самоорганизации.


Готовить нужно вот тут. Костер на деревянном полу в хижине из тростника и банановых листев. Что же может пойти не так? Так еще и с дровами не очень, деревьев немного, дрова часто нужно купить. Причем нужно купить такие, у которых не очень большая дырка внутри (с)


Эта деревня расположена в горах, покрытых джунглями. Настоящими, в таких Маугли жил неподалеку. Настолько настоящими, что в паре километров от места этой фотографии дорогу нам перешла королевская кобра.
Это - деревня дровосеков. Тут много леса и мужчины каждый день ходят в лес, собирают дрова, колют и продают, зарабатывая примерно 350 долларов на семью в год.  И это на семью из минимум пяти человек: детей-то нужно  много. Как и во всех странах с таким высоким уровнем детской смертности. 50 из тысячи детей не доживают до пятилетнего возраста. Это самый высокий показатель в регионе, выше только в Африке. И это в 5,5 раза выше, чем у нас.


А это (ниже)  - дом в котором живут те, кто выше. Маленький мальчик очень сильно кашляет, но больницы тут нет, а доехать до ближайшего города у них не получится - билет на маршрутку стоит сильно больше дневного заработка. А на этот заработок еще нужно купить еду, потому что ни своего хозяйства, ни огорода, ни поля у них нет,  только пара куриц и те больше похожи на домашних питомцев, чем на еду. 


Этих деток кормят разведенной сгущенкой, которая тут немножко ненастоящая и состоит частично из пальмового масла. Кормят, потому что больше нечем, на молочную смесь денег нет и молока тоже нет.


А живут они вот в этом доме над оврагом. Их тут пятеро - папа-лесоруб, мама и трое деток.
А по ночам из джунглей через дорогу выходит слон. Когда кто-то из обитателей слышит слона, он будит всех, они хватают детей и убегают в более крепкие дома. Потому что слон идет к ним искать еду. Он обшаривает хоботом все их пожитки и может (я надеюсь, нечаянно, ибо веру в человечество я уже потеряла, а вот в слонов - еще нет) затоптать их или свалить их избушку на курьих ножках прямо в овраг.



А эта женщина и ее семья - переселенцы, приехали из более бедной деревни далеко в лесу, муж работает по найму. И для того, чтобы получать заказы, он должен все время держать телефон включенным. Поэтому он носит его заряжаться в teashop каждый день, и в итоге 10%  их ежемесячного заработка уходит на зарядить телефон и еще 5% - на покупку свечек, света то в доме нет. Поэтому сегодня у них на обед был только вареный батат. Дети вытащили сами из кухни кастрюлю и зажевали один корень за другим.  Вот, дожевывают.


А у этого дядьки жена умерла давно и сыновей осталось трое. Он зарабатывает фермерством, работает на того, у кого есть свои поля. Сам же он добывает только рыбу. Дети его в школу не ходят, не видят в этом смысла. Сам он не ходил, и зачем им ходить тоже не знает.  Старший сын уже работает на случайных стройках, младших двое помогают ему.
На обед у него рис с соусом, и все. И так чаще всего. Иногда рыба из речки. Больше ничего нет.


Это я все к чему.
Есть страны, которые миновала  чаща недостроенного социализма. Поэтому у них нет промышленности, дорог, электричества, школ, садиков, медицины, транспорта. Только смартфоны есть почти у всех, но это последних пару лет только.
У них нет пенсий, выплат по инвалидности, больничных, пособия по родам, пособия по безработице, как собственно и работы. И земли своей у них тоже часто нет. И они всего этого и не ожидают. Потому что не знают как это - ожидать помощи от государства.
И мне очень хочется, чтобы они побыстрее стали на ноги. Ведь, когда помощи ждать неоткуда, ноги как-то сами становятся сильнее. Выбора же нет.

неділю, 16 жовтня 2016 р.

С праздничком вас. С Full moon day of Thadingyut..



Про полную луну я перевести могу, но как правильно произносится название праздника и как его написать на русском, я пытаюсь выучить вторую неделю. Пока безуспешно. 




Этот праздник - приветствие Будде, который вернулся на землю после того, как обучал свою переродившуюся на небесах мать одному из самых сложным буддийских учений Абидама.




В его честь все зажигают лампы, свечки, украшают свои дома, балконы, ворота и дорожки светом: гирляндами, фонариками, свечами и лампочками. 
А сами берут всю свою семью и идут в пагоду молиться. Впервые за полтора месяца, я действительно увидела всех членов общества. Первый раз за все это время они вынесли на улицу всех детей и вывели стариков. В остальное время и те и другие под домашним арестом.





Монахи и монашки тоже в обязательном порядке посещают центральную пагоду, делают много селфи, в перерывах молятся. Вот эта нежно-розовая группа с коричневыми шарфиками - это монашки. От монахом их отличает нежный цвет одежды. А вот прическа не отличает.




Ну и луна все это украшает. Полная, как можно понять по названию праздника. Красиво копец.