суботу, 3 грудня 2016 р.

Ну или так


Кроме странных городов, рисовых полей и неэлектрифицированных деревень тут есть еще много чего. Например, океан. 

Западное побережье Бирмы - это Бенгальский залив Индийского океана, общий с Индией и Бангладеш.



Правительство Мьянмы считает, что страна имеет не меньшие рекреационные ресурсы, чем соседний Тайланд,  и обещает амбициозные темпы развития туризма. Сами бирманцы говорят "Ой, у нас стооооолько много туристов. Прям вооооот так много".  Но все эти туристы теряются на огромных просторах пляжей, очевидно. Вот так много туристов. Не подумайте, что я жалуюсь)))

неділю, 13 листопада 2016 р.

Это Янгон, детка (Типичный Янгон)


Говорят, Янгон - последний такой азиатский город. Говорят, таким когда-то было Бангкок и таким был Пномпень,и Филлипины, и все остальные. Это - настоящая Азия, лишь по касательной затронутая цивилизацией.
Очень надеюсь, что эту нетронутую цивилизацию все же скоро тронет что-нибудь. Например, цивилизация. И город быстро поменяется, потому что только туристам может показаться, что это все классно.
Мне понадобилось 2,5 месяца, чтобы адаптироваться, осмелеть и начать ходить по центру пешком.



пʼятницю, 28 жовтня 2016 р.

Еще про сельскую Бирму.



Полна горница женщин. Мужчин нет, надеюсь, они просто на работах. 
На первый взгляд, женщины в селе вкалывают больше. Женщины в поле, женщины строят дороги, укладывают асфальт тоже женщины, носят корзины с камнями на голове они же.  



Заработок этого семейства – ходить в лес и искать дрова. Хотели бы купить тележку, говорит, как у богатых, чтобы не на горбу носить. Но денег на тележку нет. Всю еду также покупают. Иногда работают по найму на полях. А чего, спрашиваю, не растите свои овощи? Смеются с нас,  с городских. Вы что, говорит, не видите -  куры же поедят! И свиньи!

понеділок, 17 жовтня 2016 р.

Крестьяне Мьянмы


70% процентов жителей Мьянмы (она же Бирма) живет в сельской местности. 32% имеют в доме свет. ВВП на душу населения в два раза меньше, чем в Украине. Страна очень сильно подвержена климатическим коллапсам. Вот эта стена дождя, которая у меня за окном прямо сейчас не только смыла к чертям интернет (это правда, интернет выключается с дождем, почему - не ясно) но и заливает и так мокрую и болотистую местность, вместе с полями, огородами и людьми.
Если сложить все это вместе и добавить полуотсутствующие дороги, такую же медицину и слабое образование  - получится невероятно бедное, борющееся за выживание с улыбкой на лице сельское население Бирмы. 


Ей кстати за 80 лет.

Дома сидят старики с малышами, а взрослые все на работе в поле. А взрослые тут с 12-ти. С 12-ти лет официально разрешено нанимать детей на работу. А учиться обязательно только до 3-го класса.


Вот рисовые поля этой семьи, они - богачи по местным меркам. Три урожая риса в год и суммарный доход на семью из 8-ми человек составит около 6-ти тысяч долларов в год. То есть 500 баксов в месяц на семью.


Кроме риса, в хозяйстве также имеются иногда свинки. Не на еду, а на развод - продают поросят. И правда, как их, таких сладких, можно взять и съесть. Только продать.






В этом доме пару недель назад вода была на том же уровне, где моя голова сейчас. Поэтому погибли все посадки риса, и теперь хозяева должны сажать заново и рис, и все овощи, которые они должны были продать и получить основной источник дохода и еды. Хозяева дома - фермеры, а сын  учится на математика в Университете Патейна в 30-ти километрах, которые он ездит каждый день. Он учит английский и хочет уехать из села.



Зато во всей этой деревне есть солнечное электричество. Его хватает на свет, на зарядку мобильных, которые тут у всех есть, и иногда на телевизор. В прошлом году все жители села сбросились и отправили двух соплеменниц учиться обращаться с солнечным батареями в Индию, оплатили им билеты, жилье и еду. А по их возвращению взяли возвратный грант через сельского председателя и купили всем батареи, которые теперь обслуживают два обученных в Индии специалиста. А грант возвращают ежемесячно понемножку через председателя.  Я до сих пор пребываю под глубочайшим впечатлением от такого уровня самоорганизации.


Готовить нужно вот тут. Костер на деревянном полу в хижине из тростника и банановых листев. Что же может пойти не так? Так еще и с дровами не очень, деревьев немного, дрова часто нужно купить. Причем нужно купить такие, у которых не очень большая дырка внутри (с)


Эта деревня расположена в горах, покрытых джунглями. Настоящими, в таких Маугли жил неподалеку. Настолько настоящими, что в паре километров от места этой фотографии дорогу нам перешла королевская кобра.
Это - деревня дровосеков. Тут много леса и мужчины каждый день ходят в лес, собирают дрова, колют и продают, зарабатывая примерно 350 долларов на семью в год.  И это на семью из минимум пяти человек: детей-то нужно  много. Как и во всех странах с таким высоким уровнем детской смертности. 50 из тысячи детей не доживают до пятилетнего возраста. Это самый высокий показатель в регионе, выше только в Африке. И это в 5,5 раза выше, чем у нас.


А это (ниже)  - дом в котором живут те, кто выше. Маленький мальчик очень сильно кашляет, но больницы тут нет, а доехать до ближайшего города у них не получится - билет на маршрутку стоит сильно больше дневного заработка. А на этот заработок еще нужно купить еду, потому что ни своего хозяйства, ни огорода, ни поля у них нет,  только пара куриц и те больше похожи на домашних питомцев, чем на еду. 


Этих деток кормят разведенной сгущенкой, которая тут немножко ненастоящая и состоит частично из пальмового масла. Кормят, потому что больше нечем, на молочную смесь денег нет и молока тоже нет.


А живут они вот в этом доме над оврагом. Их тут пятеро - папа-лесоруб, мама и трое деток.
А по ночам из джунглей через дорогу выходит слон. Когда кто-то из обитателей слышит слона, он будит всех, они хватают детей и убегают в более крепкие дома. Потому что слон идет к ним искать еду. Он обшаривает хоботом все их пожитки и может (я надеюсь, нечаянно, ибо веру в человечество я уже потеряла, а вот в слонов - еще нет) затоптать их или свалить их избушку на курьих ножках прямо в овраг.



А эта женщина и ее семья - переселенцы, приехали из более бедной деревни далеко в лесу, муж работает по найму. И для того, чтобы получать заказы, он должен все время держать телефон включенным. Поэтому он носит его заряжаться в teashop каждый день, и в итоге 10%  их ежемесячного заработка уходит на зарядить телефон и еще 5% - на покупку свечек, света то в доме нет. Поэтому сегодня у них на обед был только вареный батат. Дети вытащили сами из кухни кастрюлю и зажевали один корень за другим.  Вот, дожевывают.


А у этого дядьки жена умерла давно и сыновей осталось трое. Он зарабатывает фермерством, работает на того, у кого есть свои поля. Сам же он добывает только рыбу. Дети его в школу не ходят, не видят в этом смысла. Сам он не ходил, и зачем им ходить тоже не знает.  Старший сын уже работает на случайных стройках, младших двое помогают ему.
На обед у него рис с соусом, и все. И так чаще всего. Иногда рыба из речки. Больше ничего нет.


Это я все к чему.
Есть страны, которые миновала  чаща недостроенного социализма. Поэтому у них нет промышленности, дорог, электричества, школ, садиков, медицины, транспорта. Только смартфоны есть почти у всех, но это последних пару лет только.
У них нет пенсий, выплат по инвалидности, больничных, пособия по родам, пособия по безработице, как собственно и работы. И земли своей у них тоже часто нет. И они всего этого и не ожидают. Потому что не знают как это - ожидать помощи от государства.
И мне очень хочется, чтобы они побыстрее стали на ноги. Ведь, когда помощи ждать неоткуда, ноги как-то сами становятся сильнее. Выбора же нет.

неділю, 16 жовтня 2016 р.

С праздничком вас. С Full moon day of Thadingyut..



Про полную луну я перевести могу, но как правильно произносится название праздника и как его написать на русском, я пытаюсь выучить вторую неделю. Пока безуспешно. 




Этот праздник - приветствие Будде, который вернулся на землю после того, как обучал свою переродившуюся на небесах мать одному из самых сложным буддийских учений Абидама.




В его честь все зажигают лампы, свечки, украшают свои дома, балконы, ворота и дорожки светом: гирляндами, фонариками, свечами и лампочками. 
А сами берут всю свою семью и идут в пагоду молиться. Впервые за полтора месяца, я действительно увидела всех членов общества. Первый раз за все это время они вынесли на улицу всех детей и вывели стариков. В остальное время и те и другие под домашним арестом.





Монахи и монашки тоже в обязательном порядке посещают центральную пагоду, делают много селфи, в перерывах молятся. Вот эта нежно-розовая группа с коричневыми шарфиками - это монашки. От монахом их отличает нежный цвет одежды. А вот прическа не отличает.




Ну и луна все это украшает. Полная, как можно понять по названию праздника. Красиво копец.



понеділок, 26 вересня 2016 р.

Враги закончиться 


Так дословно переводится название Янгона. (Написав эту строчку, я поняла, что моего ребенка на местном будут тут звать Враг. Прекрасное начало знакомства. Саурон, блин). 
Так вот, этому городу полторы тысячи лет. И когда в 9-ом веке его капитально отстраивали моны, огромный 100-метровый золотой Шведагон уже давно был. И не смотря на древнюю и развитую цивилизацию, все, что здесь есть из цивилизации в нашем понимании слова, построили англичане за 100 лет своего присутствия. Канализацию, парки, университеты, спланированные кварталы, госпитали. Вот, разве что, площадки детские они не строили. 
Поэтому их здесь нет.
Но Бирма очень хотела получить независимость и независимость ей дали. Выдали. Типа, вот, нате вам независимость. И, как это похожим образом случилось в одной знакомой нам стране, выданную независимость бирманцы просрали и к власти пришел военный режим. 
Достижения военных в области благоустройства страны невооруженным взглядом не заметны. Зато заметна невероятная нищета, незащищенность и неблагоустроенность жизни людей, для которых государство, похоже, сделало значительно меньше, чем даже наше включительно с совком. Но об этом позже. 
А пока - красивые картинки того, что составляет цивилизованную и красивую часть города Враги Закончиться.
Золотая Пагода Шведагон. Огромная, древняя и до безобразия священная. Пыталась туда попасть несколько раз, но или нервы сдавали, или дресс-код не проходил. Однажды я в нее дойду.



Газоны в парках истерически изумрудного цвета, глаз радуется. Позже я поняла, что это просто другое растение, не такие как у нас газоны.




Каждую уважающую себя пагоду должны строжить вот такие парни. Поскольку на Шведагон пагода не обычная, а выдающаяся, сторожевые животные тут тоже молодцы, крупные, породистые все как один.


Бдят вход.



В Янгоне  - пара прекрасных озер. Как-нибудь выложу вам их отдельно.




Чмоки всем, кто в этом чате, до новых встреч на нашем радио.